660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 36,

тел/ факс 8(391)255-94-05, e-mail: KKSOV@mail.ru

Мы ВКонтакте 

Мы в Telegram

09 ноября 2012, пятница

8 ноября 2012 года в Большом Концертном Зале состоялся VII Съезд Совета муниципальных образований Красноярского края

 На Съезде, самом важном и значимом событии для Совета муниципальных образований в течение года, состоялся откровенный и деловой разговор всех ветвей и уровней власти и проблемах и перспективах развития муниципалитетов края. В работе Съезда приняли участие: Губернатор Красноярского края Л.В.Кузнецов, Председатель Законодательного Собрания А.В.Усс,  министр Российской Федерации, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» М.А.Абызов, главный Федеральный инспектор в Красноярском крае Н.В.Холодов, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В.А.Новиков, первый заместитель Губернатора края – руководитель Администрации Губернатора края С.А. Пономаренко, первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края В.П.Томенко, Глава города Красноярска Э.Ш.Акбулатов - член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, члены Правительства края, депутаты Законодательного Собрания, руководители государственных органов.

В адрес Съезда поступили приветствия от Президента Общероссийского Конгресса Муниципальных Образований, председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера С.М.Киричука и Председателя Всероссийского Совета местного самоуправления, депутата Государственной Думы В.С.Тимченко.

Из 581 члена Совета на Съезде присутствовало 530 делегатов.

Лев Владимирович Кузнецов в своем приветственном слове отметил, что одной из наиболее важных задач в регионе является повышение эффективности государственного и муниципального управления. «Муниципальная власть – это тот фундамент, на который опирается авторитет государственного управления, и я уверен, что в нашем крае он надежен и прочен. Вместе с тем, задачи, которые сегодня стоят перед нами, требуют дополнительных усилий и знаний. В первую очередь мы должны повысить открытость и прозрачность деятельности власти». Губернатор также обратил внимание делегатов на важность работы по подготовке Стратегии социально-экономического развития Красноярского края.

Спикер краевого парламента А.В.Усс, обращаясь к делегатам, отметил, что в сфере местного самоуправления все еще хватает проблем, в их число входит отсутствие устойчивой и надежной нормативно-правовой базы, финансовые ограничения, сложности в проведении кадровой политики. По мнению Председателя ЗС, стоит предусмотреть на сессиях Законодательного собрания по аналогии с правительственным часом проведение муниципального часа, чтобы дать возможность территориям напрямую, без посредников, говорить о своих проблемах.

О новом качестве взаимодействия власти и общества, о повышении эффективности говорил министр РФ Михаил Абызов.

С отчетным докладом «О работе Совета муниципальных образований Красноярского края за 2010-2012 гг. и приоритетных направлениях его деятельности в 2013-2014 гг.» выступил И.М.Гайнутдинов – исполняющий обязанности Председателя Совета муниципальных образований Красноярского края, председатель Палаты муниципальных районов, Президент Ассоциации глав Северных территорий края, глава Северо-Енисейского района. Подводя итоги двухлетней работы,  И.М.Гайнутдинов подчеркнул, что Совет стал большой консолидирующей силой, работающей в интересах всех муниципалитетов. Докладчик, определяя основные приоритеты дальнейшей работы, предложил создать рабочую группу по подготовке предложений и изменений в Федеральный закон  94-ФЗ, вызывающий много нареканий по его применению в сфере процедур выбора подрядчиков для оказания услуг, выполнения работ для муниципальных нужд. Предложил снять необоснованное ограничение к квалификационному и стажевому уровню требований, предъявляемых к муниципальным служащим. Также предложено готовить и представлять Губернатору Красноярского края и Законодательному Собранию два раза в год доклад о состоянии местного самоуправления в крае и предложениях по развитию местного самоуправления, разработать на краевом уровне Программы по строительству жилья и развития села. Необходимо продолжать работу в муниципалитетах по энергоэффективности и внедрению инноваций, увеличению налогового потенциала и развитию предпринимательства.

В прениях по обсуждению доклада приняли участие шесть глав муниципальных образований: М.И.Кривицкий - глава Абанского района; А.Г.Анциферов - глава Мокрушенского сельсовета Канского района; С.А.Сетов – глава города Назарово, председатель Палаты городских округов; Н.И.Гимбал – глава Нахвальского сельсовета Сухобузимского района; С.А.Суслов - глава поселка Березовка Березовского района, председатель Палаты городских поселений; В.Н.Алехина – глава Прилужского сельсовета Ужурского района. Выступающие на Съезде делегаты поднимали вопросы социально-экономического развития региона, освещали «проблемные точки» на местах, предлагали методы совершенствования работы органов местного самоуправления. В выступлениях прозвучали проблемы, связанные с недостаточностью финансирования обеспечения полномочий в муниципалитетах, эффективностью использования бюджетных средств, засильем бумаготворчества. Делегаты говорили о необходимости ускорить внедрение электронного правительства, совершенствовать работу с грантами и общественностью. Отдельной темой прозвучала острая необходимость внесения изменений в земельное законодательство. Большой работы требует совершенствование вопросов взаимодействия с контрольно-надзорными органами.

В выступлениях глав муниципальных образований прозвучало много конструктивных предложений и рекомендаций. Исполнительной дирекции поручено обобщить их, а Президиуму Совета - рассмотреть на своем ближайшем заседании и определить меры по их реализации.

С докладом «О работе Ревизионной комиссии за период  2010-2011годы» выступил В.Г.Хохлов - Председатель Ревизионной комиссии Совета муниципальных образований Красноярского края, Глава города Шарыпово. Замечаний и вопросов к деятельности Совета, к сметам и актам проверки не поступило, и делегаты единогласно утвердили отчет Ревизионной комиссии. Также делегаты подтвердили полномочия действующего Председателя Ревизионной комиссии В.Г.Хохлова на новый отчетный период и утвердили персональный состав Ревизионной комиссии.

На Съезде избран Председатель Совета муниципальных образований края – Э.Ш. Акбулатов, Глава города Красноярска. Выступая на Съезде, Э.Ш.Акбулатов, обязуясь работать продуктивно и с полной отдачей, искренне поблагодарил коллег за оказанное доверие, пригласил к сотрудничеству и взаимодействию, определил основные направления деятельности Совета на ближайшую перспективу в целях повышения качества жизни всех красноярцев, будь то житель отдаленного населенного пункта или житель столицы края. В числе первоочередных он обозначил следующие задачи: обмен опытом между муниципальными образованиями, решение проблемы нехватки квалифицированных кадров. Председатель Совета предложил строить работу так, чтобы каждое муниципальное образование заняло свое место в системе социально-экономического развития Красноярского края. Только такой комплексный подход, по мнению Э.Ш.Акбулатова, позволит краю в ближайшем будущем занять лидирующие позиции по объемам добычи нефти, успешно реализовать второй этап проекта развития Нижнего Приангарья, проектов на юге края.

Завершился муниципальный форум церемонией награждения участников Съезда Почетными грамотами и Благодарностями Губернатора Красноярского края, Законодательного Собрания, Общероссийского Конгресса Муниципальных Образований,  Совета муниципальных образований Красноярского края за заслуги в развитии местного самоуправления, межмуниципального сотрудничества, содействие в реализации социально-экономической политики в крае.

Съезд не только подвел итоги за отчетный двухлетний период, но и наметил основные направления в деятельности. Все высказанные в ходе Съезда предложения в области социально-экономического развития муниципальных образований края будут обобщены и станут предметом работы Совета муниципальных образований на новом этапе.

 

 

 

 

 

Выступление Льва Владимировича Кузнецова – Губернатора Красноярского края

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Рад всех Вас видеть в этом зале. Нам сегодня предстоит обсудить множество серьезных вопросов, касающихся развития территорий края, проблем, с которыми вы сталкиваетесь в своей ежедневной работе.

Это очень важно, потому что муниципальная власть является фундаментом, на который опирается авторитет всего государственного управления. И я убежден, что у нас в Красноярском крае этот фундамент – надежный и прочный.

Вместе с тем масштаб и сложность задач, которые диктует сегодня время, требуют от нас с вами и дополнительных усилий, и новых знаний, и умения использовать современные инструменты управления.

Для чего это нужно? Общество изменилось. Люди видят, что основные жизненные проблемы постепенно решаются, стабильно выплачивается заработная плата, меняется качество ЖКХ, растет уровень безопасности на улицах. Но вместе с тем повышается требовательность жителей края к темпам и содержанию этих перемен.

Люди хотят более быстрых и более качественных преобразований, чтобы они затрагивали не отдельные участки и направления, а всю социальную сферу.

Подчеркиваю: жители края хотят от власти, а значит от нас с вами, большего – эффективного, понятного, справедливого управления. И мы должны ответить на этот вызов.

Первое, что нам нужно – открытость и прозрачность действий власти. Коллеги, я прекрасно понимаю, что в большинстве муниципалитетов, которыми вы управляете, проблема доступности и открытости власти достигнута давно и вполне естественным путем.

Я много езжу по краю, общаюсь с людьми. Я знаю, что в райцентрах, не говоря уж о маленьких поселках, типа богучанской Пинчуги или шарыповских Скрипачей, всем все известно - и о качестве работы подрядчиков, ремонтирующих школу, и о работе главы, и о работе всех остальных жителей.Ничего не скроешь, да никто особенно и не скрывает. Потому что каждый человек понятен, и известен. Причем чуть ли не в пятом колене – где и у кого учился, с кем в родстве, чем славен, а чем грешен. Большинство из Вас живет той же жизнью, что и ваши земляки, теми же радостями и проблемами. Но даже в этих условиях, а точнее сказать, именно в этих условиях, необходимо особенно тщательно учитывать мнение людей по поводу важных для конкретного человека решений. Нужно привлекать жителей к обсуждению предполагаемых бюджетных расходов. Чтобы односельчане не только чувствовали близость к власти, но и разделяли ответственность за решения, напрямую влияющие на их жизнь.Это точно пойдет на пользу, повысит качество таких решений.

На самом деле опыт привлечения граждан к обсуждению и принятию управленческих решений у всех нас есть. Мы так уже работаем, или, по крайней мере, пробуем работать. Это и гранты на благоустройство, проект «Народный бюджет» и сходы граждан, на которых открыто, обсуждаются ключевые проблемы территорий и пути их решения.

Разумеется, пример в этой работе подают наши крупные города. Сегодня практически все решения, связанные с ремонтами и строительством дорог, благоустройством в Красноярске принимаются только с учетом мнения населения. Другой полезной стороной этого процесса стал настоящий общественный контроль. В этом году каждый случай укладывания асфальта в дождь или снег в краевом центре снят на десятки мобильных телекамер.

Эти материалы непросто «бродят» по интернету, а уже лежат в основе проверок и санкций к нерадивым работникам. Результат – устранение брака.

Принцип открытости имеет еще одну грань, важную как для больших, так и малых муниципалитетов. Новые коммуникации должны активно приходить в населенные пункты края, особенно с учетом удаленности многих из них. Так упрощается большинство процедур, связанных с получением справок, написанием заявлений. Упрощается само взаимодействие человека с государством.

Сегодня инструменты для решения перечисленных проблем начали обретать организованные черты в рамках большого федерального проекта «Открытое правительство», а также подобных проектов в регионах и муниципалитетах. Об этом нам сегодня предстоит поговорить подробнее с участием Министра российского правительства Михаила Анатольевича Абызова, который принимает участие в работе съезда.

Важной темой для обсуждения является также кадровое укрепление муниципальной службы. Такая проблема есть и причин у нее много. Дело не только в нехватке профессионалов.

Проблема часто кроется в недостаточном престиже муниципальной службы, и этот дефицит складывается из двух главных составляющих – избыточный контроль  и слабая мотивация.

Не секрет, что после того, как федеральный центр ограничил возможности «кошмарить бизнес», многочисленные контролирующие органы сосредоточили свое внимание именно на муниципалитетах. Это очень удобно, поскольку в муниципалитетах всегда много работы, а значит, случаются и неизбежные ошибки. Во время поездок я вижу, что главы вынуждены держать постоянные помещения для многочисленных проверяющих.Это еще больше усугубляет наши кадровые проблемы. За 2 года состоялось 69 досрочных отставок глав поселений.По разным, конечно, причинам. Но в большинстве случаев такое решение руководители принимают абсолютно, добровольно, устав реагировать на вал замечаний и предписаний.  А между тем, 69 человек – это больше 10% глав поселений.

Не стану называть населенные пункты и фамилии, чтобы не ставить коллег в неловкое положение. Но цифры и без этого красноречивы. У нас в крае есть сельсоветы с суммой наложенных денежных взысканий до 700 тысяч рублей. Это огромная сумма для сельской территории. Есть главы поселений, на которых с начала года наложено уже 14 штрафов. А всего таким санкциям за 9 месяцев подвергнуты 239 глав – практически каждый второй.

Прошу понять меня верно. Власть должна быть открытой для контроля не только со стороны граждан. Поэтому, если у контролирующих органов есть обоснованные вопросы, то тщательная проверка необходима. Никакие посты, особенная занятость или заслуги не будут являться защитой и прикрытием. Но при этом рутинные проверки не должны выливаться в бесконечные придирки и парализовать работу.

Как Губернатор я буду последовательно заниматься этой проблемой. Одновременно я поручаю правительству края оценить масштабы и обоснованность проверок, инициируемых краевыми органами, чтобы мы еще и сами не увеличивали это избыточное давление.

Что касается мотивации, то я убежден, что нам необходимо повышать заработную плату муниципальных служащих и избираемых руководителей.  Большинство из них, как я уже говорил, ничем не выделяются в своем населенном пункте, не извлекают каких-то особых благ из своих должностей. При этом уровень ответственности очень высок. И эта ответственность должна быть мотивирована не только личной сознательностью, но и вполне практическими стимулами.  

Мы приняли два решения для этого. Первое – по расчетам фонда зарплаты, второе – по повышению с 1 октября зарплат глав на 20%.

Считаю, мы не должны стыдиться таких решений, поскольку они абсолютно обоснованы. Скажу больше. Пока наши возможности в этом направлении ограничены, но повышением зарплаты муниципальных руководителей мы будем заниматься и в дальнейшем.

Еще одна проблема, о которой хочу сегодня сказать, носит системный характер, и требует постоянного контроля. Я периодически слышу претензии, которые адресуют друг другу министерства края и муниципалитеты. Они иногда имеют обоснованный характер, но часто причиной является элементарный недостаток доверия и слабое знание специфики работы друг друга. Со временем пропасть между так называемыми «этажами власти» может увеличиться, если ничего не предпринимать. При этом уверен, что такие проблемы можно преодолеть. Методы можно взять из богатой управленческой истории нашего государства(горожане-двадцатипятитысячники в период коллективизации – Семен Давыдов из «Поднятой целины», комсомольские «десанты» в сельские школы и больницы в 60-е и т.п.).

Я принял решение, что министры краевого правительства в течение года должны отработать в нескольких муниципалитетах каждый – от далекого-предалекого сельского поселения до городского округа и муниципального района.Это должны быть командировки, достаточно длительные для того, чтобы вникнуть в ежедневный управленческий ритм и специфику территории. Я действительно считаю, что из этого мы все сможем вынести новый и всем нам очень полезный опыт.

Уважаемые главы!

Завершается год. Прежде чем окунуться в череду важных и нужных праздничных мероприятий, всем нам необходимо интенсивно поработать. Считаю важным сегодня напомнить вам о двух моих поручениях. Они касаются ключевых вопросов изменения качества жизни в территориях, прежде всего, на селе.

Первое – это проект «Открытая школа».Кроме административной открытости он предполагает открытость буквальную – для всех жителей населенного пункта.

Как мы договорились, библиотеки, спортивные и актовые залы, другие возможности школьных зданий и учреждений необходимо использовать в интересах всего села или поселка. У нас нет возможности строить в каждом населенном пункте по нескольку сооружений социальной сферы. А школа, как правило, может стать и библиотекой для старшего поколения, кинотеатром и концертным залом. К сожалению, по отчетам вижу, что социокультурные центры в школьных зданиях еще даже не созданы, а лишь запланированы. И то лишь в школах-новостройках – Тины (Нижнеингашский район), Можары (Курагинский район), Григорьевка (Ермаковский район).

Коллеги, я, конечно, спрашиваю за эту работу с министерства образования, но уверен, что главной заинтересованной стороной должны быть даже не сами школы, а вы. Если не находите общий язык с отраслевыми министерствами, то обращайтесь за помощью. Если проблемы заключаются в чем-то еще, скажите. Сегодня для этого подходящий момент.

Второе поручение - модернизация здравоохранения. Программа в крае в целом реализуется довольно успешно. Мы смогли провести сотни ремонтов, закупить тысячи единиц современного оборудования, внедрить новые, качественные стандарты помощи.

На днях подтверждено, что регион дополнительно получит 300 миллионов рублей, которые предстоит направить в лечебные учреждения. Хочу сказать, что одним из важных принципов этого распределения станут результаты освоения ранее выделенных средств. На дополнительные средства в первую очередь смогут рассчитывать те, кто предыдущие деньги использовал грамотно и эффективно.

Однако важно не только хорошо отчитаться за освоенные средства – важно избавить пациентов от лишнего ожидания в очередях и никому не нужного хождения по кабинетам за справками, а врачей от бессмысленной писанины. Другими словами – изменить систему под человека. Еще раз призываю, каждого из вас лично заниматься проблемами здравоохранения вне зависимости от того, какой объект находится на вверенной вам территории – маленький ФАП или высокотехнологичный медицинский центр.

Коллеги!

В течение последнего года велась активная работа над Стратегией развития Красноярского края. Этот документ остро необходим региону.

За последние годы изменилась экономика края. В ней возникли новые предприятия – начала работу Богучанская ГЭС, деревообрабатывающий комбинат в Сосновоборске, новый энергоблок ТЭЦ-3 в Красноярске. Ведется активное строительство энергомощностей Березовской ГРЭС, новый алюминиевый завод в Приангарье и лесоперерабатывающий комбинат, а также другие предприятия.

Больше того, возникли новые отрасли экономики. Ведется добыча нефти на Ванкоре, начинается широкое освоение месторождений южной Эвенкии, строительство магистрального нефтепровода до ВСТО. Красноярский край превращается в крупнейший нефтяной регион России, сохраняя крепкие позиции в цветной металлургии и энергетике.При этом мы интенсивно наращиваем инновационный потенциал, создавая условия для бизнеса высоких технологий и революционных идей. Через 10 лет мы рассчитываем существенно изменить структуру нашей экономики и качество жизни людей.

Социальная сфера тоже серьезно изменилась. Построены и строятся новые высокотехнологичные медицинские центры, развивается транспорт, совершенно иначе, чем десять лет назад, выглядит краевая система высшего образования.

Изменения касаются всех сфер жизни края. В этих обстоятельствах становится невероятно высокой роль, точно сформулированных перспектив. На встречах люди часто задают мне вопросы о будущем их города или поселка. Будет ли там работа через пять-десять лет. Если да, то какой профессии обучать детей.Личные планы человека сильно зависят от планов территорий.

Убежден, что стратегия развития края важна и для вашей работы. Даже в условиях сегодняшних бюджетных ограничений надо думать о перспективах, о завтрашнем и послезавтрашнем дне.

Я предлагаю вам не только учитывать краевую стратегию в вашей работе, но и принять активное участие в ее обсуждении. Документ создавался с учетом планов территориального развития, которые готовили вы. Именно поэтому вы не должны просто принять к исполнению все, что там написано.

15 ноября стратегия будет опубликована на портале «Красноярский край». Призываю вас принять активное участие в ее обсуждении, привлечь к этому процессу всех, кто по-настоящему заинтересован в развитии края и его отдельных населенных пунктов. Я лично знаю много замечательных, умных, глубоких людей, живущих и работающих в городах и районах края. Я общаюсь с ними в школах, больницах, в полях и на предприятиях. Уверен, с Вашей помощью, они захотят сказать свое слово о будущем нашего края!

Желаю съезду плодотворной работы! Всем вам и вашим коллегам – успеха в нелегком повседневном труде на благо жителей ваших сел, поселков и городов, а значит - всего Красноярского края! Спасибо!

 

 

Выступление Усса Александра Викторовича – председателя Законодательного Собрания Красноярского края

Уважаемые коллеги!

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя России. Это наиболее приближенная к населению форма публичной власти, необходимая составляющая демократического устройства государства. Как показывает европейский опыт, нашедший отражение в Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 году, привлечение населения к управлению местными делами — это действенное средство в борьбе с административным произволом и бюрократией на низовом уровне.

За свою более чем 20-летнюю историю местное самоуправление в Красноярском крае (как и в России в целом) прошло этап становления и стало неотъемлемой частью общественно-политического ландшафта. Не случайно в целях повышения значимости института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества Президентом России учрежден День местного самоуправления, который будет отмечаться 21 апреля, в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало российскому законодательству о местном самоуправлении. Думаю, следующий Съезд Совета муниципальных образований Красноярского края можно было бы приурочить именно к этой знаменательной дате.

Европейская хартия в качестве одного из принципов закрепляет право местных органов самоуправления на объединение для защиты и  продвижения общих интересов. Это по большому счету и является главной задачей, если угодно — миссией Совета муниципальных образований Красноярского края, объединяющего более 580 территорий разного уровня.

А проблем у наших муниципальных образований, надо признать, хватает.

До сих пор не создана стабильная юридическая база  для местного самоуправления. С момента принятия в 2003 году 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» этот закон изменялся более 70 раз. Причем значительная часть новшеств была посвящена расширению сферы муниципального ведения. Достаточно сказать, что количество вопросов местного значения с 2003-го по 2012 год выросло почти в 2 раза: у поселений — с 22 до 40, у районов —  с 20 до 37, у городских округов —  с 26 до 46.

При этом доходные источники местных бюджетов практически не изменились. Финансовая недостаточность муниципальной власти стала хронической не только у нас в крае. Такова ситуация в стране в целом. И увы, порой этот «недуг» протекает в острой форме. Справедливости ради надо сказать, что с такой же проблемой мы сталкиваемся и на краевом уровне, когда ряд переданных Федерацией полномочий не подкрепляется финансами. В условиях дефицита бюджета мы вряд ли сможем самостоятельно справиться с трудностями — тем важнее максимально открыто и честно информировать граждан о своей деятельности, о реалистичных планах и ходе их реализации.

Не срабатывают так, как задумывалось при принятии закона «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае», механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов). Да и размеры самих этих фондов не индексировались на прогнозируемый уровень инфляции уже 3 года. Но есть и хорошие новости: в проекте нового краевого бюджета, который сейчас обсуждается в Законодательном Собрании, объемы фондов финансовой поддержки муниципальных образований края на 2013 год проиндексированы.

Ни для кого не секрет, что головную боль муниципальной власти приносят нескончаемые проверки многочисленных контролирующих и надзирающих органов. Общая сумма их предписаний, обязательных для исполнения, в масштабах края измеряется миллиардами рублей. Наиболее тяжким грузом это ложится на поселенческие бюджеты, где проблематично, а зачастую и вовсе невозможно найти деньги не то что на выполнение требований проверяющих, но даже на уплату штрафа. Многие главы поселений, попавшие под этот пресс, от безысходности  готовы сложить полномочия. Но некоторые поступают хитрее: сами ходят на поклон к проверяющим, чтобы те «навесили» на них предписания, а затем можно было бы выбить лишнюю копейку из краевого бюджета. Все это свидетельствует о том, что в этой сфере сложилась нездоровая ситуация, которую нам нужно выправлять, в том числе с помощью инициатив, адресованных федеральным законодателям.

Мне кажется, пришло время внимательно проанализировать и  результаты   кампании  по внедрению на уровне городских округов и муниципальных районов модели управления по схеме «мэр — сити-менеджер». Эта «двуглавая» система местной власти нередко вызывает серьезные нарекания, поскольку вместо нового качества муниципального управления в ряде городов и районов мы получили серьезные конфликты между главами, иногда выходящие на краевой уровень. Скажем честно: почти повсеместное насаждение в крае такой модели было ошибкой. Но вряд ли теперь стоит идти на попятный. Вполне возможно, что где-то эта схема и приживется. Нельзя шарахаться из стороны в сторону, так же, как нельзя продавливать неоднозначные решения, какими бы верными они кому-то ни казались.

Еще одна проблема — подмена власти муниципального сообщества, самоуправления жителей властью муниципальной бюрократии. По меткому выражению (знатока конституционного права)  профессора Сурена Авакьяна, «посредством местного самоуправления хотели взрастить сообщество граждан, привлечь их к решению вопросов так называемого местного значения. Однако бюрократическое правление органов быстро возобладало». Этому, на мой взгляд, отчасти способствовало и большое число государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления. Контроль и постоянная обширная отчетность по государственным полномочиям превращают муниципальных служащих в  клерков, для которых главное —  чтобы бумаги были в порядке.

Есть и такое новое поветрие — муниципалитеты атакуют жулики и дилетанты, которые получают краевые или муниципальные заказы — и бездарно, безответственно проваливают их исполнение. Это не стихийное бедствие — у каждого такого провала есть конкретное имя, фамилия и юридический адрес. Но в глазах населения лишь один виноватый — власть.

Седьмой Съезд муниципальных образований Красноярского края  является отчетно-выборным. Предстоит сформировать рабочие органы, подвести итоги, оценить перспективы. Главным результатом деятельности Совета муниципальных образований считаю то, что он является не декорацией, а реальной площадкой для обмена опытом, для дискуссий, в том числе и по острым проблемам муниципальной жизни. Дискуссий, в которых краевая власть и представители местного самоуправления выступают на равных, разделяя ответственность за судьбу единого Красноярского края — и крупных  городов, и отдаленных сельских поселений.

На каких направлениях, на мой взгляд, должны быть сосредоточены общие усилия?

Первое — укрепление материально-ресурсной базы местного самоуправления, прежде всего его финансовой самостоятельности. Финансы муниципалитетов должны быть стабильными, прогнозируемыми и достаточными для эффективного решения проблем жизнеобеспечения поселений.

Второе — усиление муниципальной демократии, непосредственной власти местных сообществ и возврат к прямым выборам глав муниципальных образований.

Третье — выработка кадровой политики. Профессионалов, владеющих всеми современными технологиями муниципального управления, у нас пока мало, особенно на поселенческом уровне. А без них не могут быть решены задачи повышения качества муниципальных услуг, перехода к программному бюджету, роста эффективности муниципальных расходов.

Не нужно забывать и о другой важной задаче — усиливать властный и общественный контроль в сфере государственных и муниципальных финансов. Необходимо в качестве контролеров привлекать активистов-общественников. Люди должны видеть, что первейшая задача власти — результативное исполнение своих обязанностей.

Кстати, в связи с этим не мешало бы более пристальное внимание уделять обратной связи с населением. На недавней сессии Законодательного Собрания мы не случайно приняли специальное постановление о работе с обращениями граждан. К этому нас подтолкнуло возрастающее количество повторных обращений, жалоб на действия (а зачастую и на бездействие) органов местного самоуправления.

Наконец, еще одно немаловажное обстоятельство — изменение сознания, настроений в муниципальной среде. Нужен разворот от иждивенчества к самостоятельному решению насущных проблем местных жителей. В краевых программах, направленных на поддержку муниципалитетов, мы пытаемся стимулировать именно их инициативу. Видимо, нужно более грамотно расставлять акценты: поддерживать прежде всего тех, кто на своей территории увеличивает налогооблагаемую базу, развивает предпринимательство, объединяет жителей проектами по самообустройству местной жизни.

Полагаю, что Совет муниципальных образований как раз и является  той представительной и авторитетной организацией, через которую   муниципальные сообщества способны влиять на формирование в Красноярском крае государственной политики в области местного самоуправления. Взаимодействие с краевой властью должно находить новые, адекватные ситуации формы, способствующие поддержанию диалога и повышению доверия.

Может быть, стоит ввести в практику правительства края и краевых министерств обязательное обсуждение важнейших решений, касающихся местного самоуправления, с президиумом Совета муниципальных образований; включать представителей Совета в комиссии, рабочие группы и другие органы, формируемые органами государственной власти края для решения вопросов, затрагивающих интересы муниципальных образований;  подключить Совет к формированию Гражданской ассамблеи; ввести на сессиях Законодательного Собрания по аналогии с правительственным часом «муниципальный час», чтобы дать возможность нашим коллегам из муниципальных образований  напрямую, без посредников рассказать о своих проблемах. В конечном итоге у государственной власти и органов местного самоуправления одна общая цель — улучшение качества жизни населения

 

Доклад: Гайнутдинова Ишмурата Минзаляевича – и.о. Председателя Совета муниципальных образований Красноярского края, главы Северо-Енисейского района

 

 О работе Совета муниципальных образований Красноярского края

за 2010-2012 г.г. и приоритетных направлениях

его деятельности в 2013-2014 г.г.

 

Уважаемые коллеги, члены Совета муниципальных образований Красноярского края! Уважаемые Лев Владимирович, Александр Викторович,  гости и приглашенные!

 

Разрешите поздравить вас с началом работы VII Съезда Совета муниципальных образований края.

Прошло более 6 лет с момента нашего создания, и можно с уверенностью сказать, что Совет стал большой консолидирующей силой, наработал мощный потенциал, опыт и определенный авторитет. Налажено взаимодействие между органами власти всех уровней. Большая заслуга в этом принадлежит конструктивной позиции Губернаторов края Александра Геннадьевича Хлопонина и Льва Владимировича Кузнецова и Законодательного Собрания во главе с его Председателем Александром Викторовичем Уссом.

За это время мы участвовали в важнейших политических и экономических процессах, происходивших в крае и во всей стране. Среди них: - выборы депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации, внесение предложений на федеральный уровень по перераспределению полномочий между уровнями власти и подкрепление их финансами, изменений в Жилищный Кодекс и т.д.

Наш Совет муниципальных образований края знают, поддерживают, оказывают помощь и на российском уровне. Даже то, что Глава города Красноярска, Эдхам Шукриевич Акбулатов, введен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, - говорит о многом. Мы благодарны за большой личный вклад в становление Совета, разработку идейных принципов межмуниципального сотрудничества Петру Ивановичу Пимашкову, возглавлявшему Совет муниципальных образований Красноярского края с момента образования.

Уважаемые коллеги!

Особое внимание состоянию дел в муниципалитетах и их развитию оказывают первые лица государства. Так, в одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин говорит, что,  «Местное самоуправление – это школа ответственности граждан. Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути – лишают смысла само существование муниципального уровня власти».

Вы знаете, что предложения, которые были изложены Владимиром Владимировичем Путиным в статьях о муниципалитетах, превращены в конкретные поручения для министерств и ведомств. Результаты обещают быть в ближайшие месяцы.

В настоящее время особое внимание уделяется обеспечению стабильности, устойчивости и формированию гражданского общества. В этом движении местному самоуправлению отводится особое место потому, что, говоря о качестве работы муниципалитетов, граждане зачастую подразумевают ее как работу государственной власти в целом. А это, хотим мы того, или не хотим, довольно высоко поднимает планку ответственности муниципальных руководителей, чем это им предписано по закону. Для населения, по большому счету, местная власть олицетворяет все властные структуры в стране. Люди, в первую очередь, с них, с муниципалов ежедневно и ежечасно, ведут спрос за все, что делается и у них и в стране. Они на передовой. В этот момент между ними никого нет. И чтобы достойно нести эту непростую ношу муниципалам, их руководителям необходимо оказывать куда более значимую моральную, материальную поддержку, стимулировать их труд и т.п. Тогда они своими делами покажут эффективность всех ветвей власти. Эту тему можно раскрывать и далее, но суть остается той же.

Дорогие коллеги!

После предыдущего нашего отчетного Съезда прошло два года. Каким был для нас этот период? Чего мы достигли? Что не получилось? Что надо предпринять, на что сделать упор, чтобы Совет муниципальных образований, в условиях внесения в ближайшие два года изменений в Бюджетный, Налоговый, Жилищный Кодексы и другое законодательство, был бы реальной опорой местного самоуправления в крае. Эти и другие вопросы мы с вами и должны обсудить на Съезде.

I.                   «О работе Совета муниципальных образований

Красноярского края за 2010-2012 г.»

Уважаемые коллеги! Подводя итоги работы Совета, отмечу, что деятельность осуществлялась в соответствии с Уставом, резолюцией, принятой на VI Съезде, решениями Президиума, утвержденными планами работы, а также предложениями и рекомендациями членов Совета.

На сегодняшний день в состав Совета входят  581 муниципальное образование, в их числе 17 городских округов, 44 муниципальных района, 36 городских поселений, 484 сельских поселений.

Рабочими органами Совета муниципальных образований являются – Президиум; четыре Палаты - городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, а также пять комитетов, Исполнительная дирекция и Ревизионная комиссия.

За отчетный период провели VI-й Съезд, 9 заседаний Президиума, 19 заседаний Палат, 12 раз собирались Комитеты. Было рассмотрено более 110 тем по всем направлениям развития муниципалитетов. В Совет на рассмотрение поступило более 500 вопросов, по 434 даны ответы, остальные требуют длительного решения и находятся на рассмотрении. При планировании и исполнении решений выстраивалась система, направленная на результат в работе.

В Палатах и Комитетах Совета шла работа по обобщению опыта участия муниципальных образований в антикризисных мероприятиях, способствующих росту экономики. Нами были выработаны рекомендации муниципалитетам по устойчивому экономическому развитию территорий, активизации работы экономических советов на местах, взаимодействию с хозяйствующими субъектами.

На VI Съезде Совета была принята резолюция, а для ее выполнения разработаны мероприятия. Исполняя Резолюцию, Президиумом, Палатами, Комитетами и дирекцией были подготовлены предложения по вопросам разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти, финансового обеспечения местного самоуправления, земельно-имущественных отношений, градостроительства, реформы ЖКХ, взаимоотношений органов местного самоуправления с населением и структурами гражданского общества. Эти предложения и Резолюция были направлены в Общероссийский Конгресс Муниципальных Образований для рассмотрения и последующей работы в Государственной Думе, Совете Федерации, Правительстве РФ. Мы знаем, что аналогичные  предложения по внесению изменений в законодательство поступили от других регионов России и с обобщенными предложениями Конгресс обратился в Государственную Думу, где проводится работа, которая требует длительного времени в подготовке и принятии законов. По крайней мере, на федеральном уровне есть понимание сложности тех  условий, в которых работают муниципалитеты.

И еще один наболевший вопрос, вынесенный в резолюцию прошлого Съезда, над которым много работали – повышение заработной платы главам сельских поселений. Этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Совета. Несмотря на то, что я уже упоминал об этом, повторюсь: - сегодня глава на селе несет огромную ответственность перед земляками и законом. Зарплата ничтожно мала, круг обязанностей – огромен….  И, зачастую, найти компетентного и профессионального работника сложно. И в тоже время – допускать, чтобы к власти на местах приходили случайные люди, - нельзя! Изучив эту проблему, рассмотрев финансовые параметры бюджета, Губернатор и Правительство края изыскали возможность повышения зарплаты главам сельских поселений.

Но, ведь остались еще муниципальные служащие, особенно в поселениях, зарплата которых на уровне прожиточного минимума. Как можно жить на такую зарплату – мы все прекрасно представляем. И нужно сказать откровенно, именно материальная составляющая, вместе с кошмаром бесконечных проверок и штрафов, служат одними из основных позывов ухода сотрудников поселенческих администраций с муниципальной службы. Замены им просто нет. Да и квалификационные требования таковы, что даже на районный уровень не сразу найдешь человека, для замещения должности муниципальной службы, а на поселенческий – тем более.

Следующему составу Совета, его Президиуму, нужно будет одним из направлений своей работы определить радикальное изменение формирования корпуса муниципальных служащих, которые реально ощущали бы на себе заботу за их сложный и напряженный труд.

Продолжу освещение работы Совета за отчетный период.

На IIВсероссийском форуме сельских поселений приняли участие члены нашего Совета - Владимир Викторович Варакин, глава Новоселовского сельсовета Новоселовского района, председатель Палаты сельских поселений,  и Ольга Владимировна  Романченко, глава Знаменского сельсовета Минусинского района, член Ревизионной комиссии. В парламентских слушаниях на тему «Вопросы законодательного обеспечения и совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти», проводимых Комитетом Государственной Думы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления участвовал Михаил Иванович Кривицкий, глава Абанского района.

Исполнительный директор Совета Александр Николаевич Коновальцев принял участие в совместном заседании Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению и Общероссийского Конгресса Муниципальных Образований на тему «Многообразие муниципальной жизни в регионах России: законодательство, теория, практика». Пакет документов по внесению изменений в муниципальное законодательство направлен сенаторами в  Государственную Думу. У нас, в Совете, тема муниципального законодательства, необходимости его совершенствования стала предметом обсуждения на Палатах и Комитетах,  была доведена до всего муниципального сообщества края.

Муниципалитеты участвуют в краевых программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края. С программами активно работают Ачинский, Абанский, Балахтинский, Новоселовский, Минусинский, Рыбинский, Сухобузимский, Шарыповский и другие районы, горогда Ачинск, Зеленогорск, Лесосибирск, Назарово, Шарыпово, и др. Муниципалитетами были приняты и свои программы, поддерживающие предпринимательство местными бюджетами. Это позволяет в какой-то мере снижать социальное напряжение.

Заседание Палат и Комитетов практиковали проводить в городах и районах края, что дало возможность обмена лучшими практиками, новыми технологиями. Палаты городских округов, городских и сельских поселений, возглавляемые Сергеем Александровичем Сетовым, Сергеем Анатольевичем Сусловым, Владимиром Викторовичем Вараксиным проводились в Манском, Емельяновском районах, Норильске, Минусинске, Железногорске, Красноярске. В своей работе большое внимание уделяли выстраиванию взаимоотношений между всеми уровнями власти, что положительно сказывается в решении конкретных дел. Выездные заседания Комитетов по финансово-экономической политике, социальной политике, вопросам развития местного самоуправления, строительству и ЖКХ, аграрной политике, возглавляемые Илаем Узбековичем Ахметовым, Сергеем Михайловичем Колесовым, Геннадием Викторовичем Качаевым, Тамарой Ивановной Осиповой, Борисом Александровичем Золиным, прошли в Большеулуйском, Абанском, Шарыповском, Дзержинском, Идринском, Новоселовском районах. Приведу несколько примеров, какие вопросы рассматривались на Президиуме, Палатах и Комитетах: - предложения по внесению изменений в законодательные акты, связанные с регулированием земельных отношений, участие муниципалитетов в федеральных и краевых отраслевых программах, направленных на применение энергоэффективных технологий, об электронном муниципалитете. Предоставление для граждан качественных государственных и муниципальных услуг, предложения Красноярского края к проекту Федерального Закона «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», использование космических технологий по вовлечению залежных земель в хозяйственный оборот. Рассматривались и другие темы, связанные с формированием  финансовых и  товарных рынков, развитием экономики, гражданского общества, инновациями, соблюдением антимонопольного и пожарного законодательства, борьбой с коррупцией и другие.

Таким образом, совершенствуется межмуниципальное сотрудничество, укрепляются деловые и экономические связи. Например, совсем недавно, в сентябре текущего года, был заключен договор о сотрудничестве между Енисейским и Курагинским районами. Глава города Норильска Олег Геннадьевич Курилов ведет большую работу по информатизации оказания муниципальных услуг, вплоть до записи к врачу и т.д. В Дзержинском районе – глава Дмитрий Николаевич Ашаев - оснащено 18 фельдшерско-акушерских пунктов современным оборудованием. В городе Лесосибирске - глава Борис Александрович Золин - создан для северных групп районов межрайонный лечебный центр.

В Ужурском районе, глава Газиля Нафисовна Кузнецова, в апреле текущего года открыт прекрасный физкультурно-оздоровительный центр. В городе Шарыпово, глава Вадим Геннадьевич Хохлов, возродили военно-спортивную патриотическую игру «Зарница». Нельзя не отметить большой труд в деле патриотического воспитания населения, его оздоровления, особенно молодежи, начиная с детского сада в городе Зеленогорске (глава Александр Васильевич Тимошенко). Заслуживает внимания опыт работы по развитию Кластера инновационных технологий в городе Железногорске, глава Вадим Викторович Медведев.

Примеров лучших муниципальных практик приводить можно бесконечно много. Закрывая эту тему, хочу сказать большое спасибо главам, принимающим у себя в районах и городах Палаты и Комитеты и тем, кто прилагает максимум усилий по успешному развитию своих муниципальных образований.

Межмуниципальное сотрудничество осуществляется и в других формах. Наш краевой Совет в течение шести лет проводит Спартакиаду глав муниципальных образований, сначала отборочные туры по территориальным округам, затем финальные игры. Это настоящая пропаганда и реализация принципов здорового образа жизни! В первой Спартакиаде участвовало 285 глав местного самоуправления, в 2012 году – 480 глав муниципальных районов, городов, сельских и городских поселений, председатели Советов депутатов. В 2011 году в финальных играх Спартакиады приняли участие и члены Правительства края. Состоялся товарищеский матч между сборными командами Совета муниципальных образований и командой, возглавляемой Губернатором края Львом Владимировичем Кузнецовым.

В октябре вышел 13 том «Золотая книга Красноярского края» - летопись муниципальной жизни, репортаж-отчет о повседневной жизни муниципалитетов с их успехами и проблемами. Наши главы муниципальных образований талантливые люди, в течение отчетного периода прошел IIIсмотр-конкурс художественного творчества  «Родина любимая моя». Мы представили нашу неформальную, творческую и спортивную деятельность, межмуниципальное сотрудничество на стендах, в фотовыставке, в буклете и в целом в раздаточном материале наряду с рабочими документами Съезда.

Особо хочу отметить, что, межмуниципальное сотрудничество стало успешным благодаря четкой и слаженной работе всех региональных Ассоциаций – «Север», «Юг», «Запад», «Восток», «Центр». Благодарю за эффективную работу и плодотворное сотрудничество Президентов Ассоциаций - Анатолия Гавриловича Букатова, Илая Узбековича Ахметова, Сергея Михайловича Колесова, Вадима Викторовича Медведева.

II. Существующее положение

Совет и муниципалитеты в практической работе тесно взаимодействуют между собой и со всеми полномочными представителями Губернатора края, особенно хотелось бы сказать слова благодарности Юрию Николаевичу Захаринскому, Сергею Борисовичу Берунову, Игорю Александровичу Айзенбергу.

Президиум Совета постоянно решает муниципальные вопросы с Губернатором края, Правительством и Законодательным Собранием края.

Непосредственную помощь и квалифицированную поддержку Совету оказывают специалисты территориального управления Губернатора края под руководством Сергея Валентиновича Чистова. Отмечу неравнодушное и вдумчивое отношение к проблемам муниципалитетов Сергея Александровича Пономаренко, первого заместителя Губернатора края, он много лет непосредственно и очень эффективно сотрудничает со всеми рабочими органами Совета, решает сложные вопросы, ставит перед нами актуальные задачи.

Одним из проблемных вопросов является острая нехватка квалифицированных муниципальных управленческих кадров. Не берусь утверждать, что это истина в последней инстанции, но главными причинами тому я считаю:

1.Отсутствие широкой системной, грамотной подготовки настоящих управленцев, готовых к работе  на муниципальном уровне;

2. Чрезмерная раздутость системы (как структуры) муниципального управления и в связи с этим ее неповоротливость;

3. Чрезмерно высокий  квалификационный и стажевой уровень требований к муниципальным служащим;

4. Низкая заработная плата работников муниципалитетов, особенно на поселенческом уровне.

5. Все возрастающий бумажный вал и всякого рода стат отчетность.

Считаю, что и «двоеглавие» вносит свою разрушительную роль в работу муниципальных образований.

И ряд других причин.

На краевом уровне эти вопросы по мере возможности решаются. Но здесь нужен, все-таки федеральный уровень, а те торопиться, - не спешат.

В работе находится предложение по совершенствованию квалификационных требований, предъявляемых к муниципальным служащим в органах местного самоуправления.

Немало и других проблемных вопросов, которые в пределах возможного решаются руководством края, и я заверяю, что наши обращения не остаются без внимания, ибо есть большое понимание наших проблем и желание оказать поддержку. Но нужны изменения в этих вопросах на федеральном уровне.

Другой болевой точкой является исполнение пресловутого Закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Не буду приводить многочисленные примеры, негативно влияющие на суть этого Закона, они уже набили оскомину. На наш взгляд, необходимо внесение изменений в федеральное законодательство, которое бы упростило процедуры выбора подрядчика на выполнение муниципальных заказов. Нужны изменения, которые повысили бы ответственность тех, кто участвует в аукционах, и тех, кто, выиграв их, проводит работы и оказывает услуги, и обеспечили бы эффективное использование бюджетных средств, исключая непроизводительные потери времени, брак, и срывы выполнения работ.

В настоящее время, по объяснимым причинам – борьба с коррупцией, – процедура размещения муниципальных заказов невероятно громоздка и  выстроена на тотальном недоверии к муниципальным органам власти, хотя они со всех сторон, денно и нощно контролируются всеми возможными и невозможными контролерами., от муниципального до федерального уровня.

По нашему мнению, к избираемым органам местного самоуправления должно оказываться большее доверие в выполнении возложенных на них обязательств и полномочий. Именно муниципальным образованиям должно быть предоставлено право выбирать подрядчиков на конкурсной основе, отдавая предпочтение местным предприятиями или предпринимателям, тем, кто качественно и в срок выполнит означенные работы. Пока этого нет, и  мы, не рабочие места находим для местного населения, а отбрасываем их в ряды безработных. Возьмем для примера строительство – уверен, что нет абсолютного оправдания торгам только на понижение стоимости предполагаемых работ, ибо цена выполняемых работ обосновывается проектно-сметной документацией, прошедшей экспертизу, - а там не добавят. Снижение на аукционе стоимости работ, определенной этой документацией, ведет к нарушению технологии строительства и серьезному ухудшению качества. И ничего не поделаешь – контракт-то они выполняют. Практически сразу этот объект требует доработки, ремонта, и даже переделки. А все это требует дополнительного финансирования, порой равной стоимости уже оказанных услуг по строительству.

Не могу не сказать о ежегодном увеличении документооборота, это просто какое-то наказание. Документы просят все, кому надо и не надо. А некоторые из них, один в один, направляем в пять-шесть инстанций. Зачастую, вместо исполнения своих прямых обязанностей занимаемся бумаготворчеством, и попробуй – не сделай. Эту проблему надо как-то разрешить и,  как можно скорее. Ибо это отвлекает муниципалов от живой работы все больше и больше.

Приведу такой пример: в Минусинском районе, в одном из сельских поселений, для разных контрольно-надзорных органов в 2010 году оформилось 18 документов, в 2011 – 48, а в 2012 году только до 1 ноября – 44 документа. Из них- 19 – прокуратура, 16 – суды, 9 – другие. Сколько же на все это потеряно времени? Времени на проверки, акты, протесты, суды. И самое интересное, по всем протестам глава не проиграл не одного суда. И это происходит практически по всем муниципальным образованиям края. А в поселке Березовка запросы и требования прокуратуры и повестки суда составили более 400 сообщений.

Сейчас можно было привести немало примеров, связанных с излишними и далеко неаргументированными проверками, заданиями, независящими от муниципального органа власти, неисполнением многих претензий прокурорского надзора, Роспотребнадзора, инспекции по пожарной безопасности и других контрольно-надзорных органов. Но, при всем при этом, считаю, что, главное не в выискивании претензий, главное – найти взаимоприемлемые точки соприкосновения, формы и методы взаимодействия между муниципалитетами и контрольно-надзирающими органами, чтобы совместно продвигать наше общее дело. И в этом плане Советом, главами проведена значительная совместная работа по выстраиванию взаимоотношений на основании заключенных соглашений с прокуратурами. Хотя еще много претензий предъявляется муниципалитетам со стороны прокурорского надзора, и порой необоснованные, что не только мешает в работе, но  и создает определенное напряжение. Но взаимопонимание наметилось. Лично Губернатор Лев Владимирович Кузнецов неоднократно рассматривал эту тему и продолжает уделять ей внимание.

На основе договора сложились хорошие рабочие отношения Совета с Управлением министерства юстиции по Красноярскому краю. Управление совместно с нами систематически по территориальным округам проводит в муниципалитетах День юстиции, оказывают квалифицированную помощь на местах.

Начатая с 2011 году Советом и институтом макроэкономических исследований Министерства экономического развития РФ, выполнена работа и сделаны расчеты потребностей в жилье по городским округам и муниципальным районам края и возможности их удовлетворения с учетом платежеспособности населения. Расчеты по показателям воспроизводства жилья и доходов населения показывают, что при существующих темпах строительства, особенно в муниципальных районах, а также сложившихся на сегодня ценах на жилье, без серьезной поддержки государства, в крае еще долгие годы будет невозможно решить жилищную проблему. В-первую очередь, - среди низко и средне доходной части населения. Если такая поддержка будет, то можно будет говорить о программе строительства жилья эконом класса, которая бы дала возможность решить задачу обеспечения жильем все выше озвученные категории населения. Это позволит на порядок повысить качество жизни наших людей.

III. Предложения

Уважаемы коллеги! Какие задачи нам всем вместе предстоит решать в перспективе, на очередном этапе работы? Актуальным, думаю, в рамках, идущих с 2011 года процессов перераспределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, - является необходимость совершенствования организационно-управленческих связей между уровнями власти. И это должно стать приоритетным направлением в работе.

Хотя, должен заметить, что законодатель, наделив большим количеством полномочий муниципалитеты, не подкрепил их в должной мере финансами, эта проблема постоянно поднимается на всех уровнях власти. Работа по приведению законодательных актов в соответствие идет, но пока слишком медленно. Надеемся, что Государственная Дума эту задачу решит в приемлемые сроки, как я уже говорил, мы свои предложения направили и готовы работать далее.

Следующая задача – повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления  и, в первую очередь, речь о финансах, экономике и налоговом потенциале местных бюджетов. Во многом благополучие вверенных нам муниципальных образований зависит от грамотного  использования средств и, в первую очередь, - работа над повышением эффективности бюджетных расходов! А это значит: всем муниципальным образованиям нужно более взвешенно  подойти к разработке и реализации программ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Но, все-таки, важным и стратегическим моментом является увеличение налогового потенциала и налоговых отчислений в городах и районах в пользу муниципалитетов. Вместе с тем, Губернатор края Лев Владимирович Кузнецов поставил задачу стимулировать также и те муниципальные образования, которые обеспечивают развитие предпринимательской деятельности на своей территории и снижают финансовую зависимость от регионального бюджета.

Предлагается, совместно с Правительством и Законодательным Собранием края разработать предложения по нормативам налоговых отчислений для муниципалитетов, с целью достойного выполнения ими своих полномочий перед населением, что создает стимул для глав по их эффективной работе, и, направить эти предложения в Правительство Российской Федерации.

Предлагается создать рабочую группу в составе представителей Совета муниципальных образований Красноярского края, Законодательного Собрания и Правительства края по подготовке предложений для внесения изменений в Федеральный Закон № 94-ФЗ.                                                      

Необходимо продолжать работу по совершенствованию процесса предоставления муниципальных услуг населению в электронном виде, создавать условия для внедрения инновационных подходов в экономике. И продолжать решать  вопросы энергоэффективности.

Сегодня требуется обязательная корректировка программы социально-экономического развития муниципалитетов. Они должны быть реальными, согласованными с властью и бизнесом. Считаю необходимым разработать в крае Программы жилищного строительства, и в первую очередь для малоимущих слоев населения, и развития села.

Предлагается:

1.  Решение вопроса широкой кадровой подготовки для работы в муниципальных органах власти.

2.  Отработать меры по снижению уровня истребуемых из муниципалитетов различного рода информаций.

3.  Снять необоснованное ограничение к квалификационному и стажевому уровню требований, предъявляемых к муниципальным служащим и главам.

Предлагается также два раза в год готовить и представлять Губернатору Красноярского края и Законодательному собранию доклад о состоянии местного самоуправления в крае и предложениях по развитию муниципальных образований.

IV. Заключение

Уважаемые коллеги! В своем докладе я раскрыл незначительную часть работы Совета муниципальных образований края и некоторые проблемы, существующих в муниципальном сообществе, думаю, что мои коллеги в выступлениях дополнят меня. Прошу участников Съезда поделиться своими мыслями по всем актуальным темам. На Палатах и Комитетах у нас избран новый состав членов Президиума. Желаю новому составу Президиума далее укреплять Совет, его рабочие органы, осуществить другие приоритетные направления деятельности муниципальных образований, о чем говорилось в отчетном докладе.

И, о приятном. Указом Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным с этого года учрежден в России День местного самоуправления, который будет отмечаться ежегодно 21 апреля. Поздравляю вас, уважаемые коллеги, с этим значительным событием. Именно в этот день, в 1785 году Екатериной II была подписана «Жалованная грамота городам»!

Желаю успехов в деле укрепления местного самоуправления как важного условия развития края и страны. Рассчитываю на дальнейшую совместную конструктивную работу, направленную на решение ключевых проблем, связанных с повышением качества жизни граждан.

Благодарю за внимание.

 

Выступление  Михаила Анатольевича Абызова – Министра Российской Федерации

 

Уважаемые Лев Владимирович, Александр Викторович,

члены Президиума, дорогие коллеги!

Я хочу, исходя из результатов обсуждений, выступлений отметить несколько моментов.

Первое, мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день система отчетности надзорных, регуляторных и контрольных функций федеральных и региональных мандатов, которые непосредственно реализуются на уровне местного самоуправления и муниципалитетов, - эта система не оптимальна и громоздка. Она касается и отдельных направлений государственных услуг государственного регулирования. Например, совсем недавно я с министром образования разбирался в отчетах, которые существуют в системе среднего образования. Сколько отчетов пишут (одних и тех же), наши преподаватели в РОНО, в регион, в Москву, дублирующих друг друга, разного формата и возможно ли с этим справиться? Мы обсуждали это на общественном совете министерства образования. Это был первый вопрос, который педагогическое сообщество поставило:- «Вы нам высвободите время для того, чтобы мы преподаванием занимались и в том числе выполняли норматив по часам, потому что мы еще должны в третью смену оставаться для, того чтобы выполнить этот норматив по часам с учетом подходов эффективного контракта, для того чтобы отчеты эти заполнить». Кто-то читает их или нет, эти отчеты, и на самом деле это определить сложно - информацию, которую мы направляем куда-то с уровня местного самоуправления, муниципалитета,  насколько она полезна и востребована теми, кто ее запрашивает. Это не такая-то и простая задача, вот в 2002 году, начиналась административная реформа, много умных матриц и таблиц построено, и мы, к сожалению, здесь до оптимального результата не дошли и по сути дела, мы не достигли результата в этом направлении. Отчасти мы делали это все сверху вниз, мы собирались в кабинете и решали: - вот давайте мы упростим ее и оптимизируем. Я считаю, что этот формат тоже должен быть, но вот то, о чем говорю сегодня и к чему призываю руководителей регионов и городов, - это немного другое. Коллеги, вы не менее квалифицированные государственные управленцы, чем люди, работающие на федеральном уровне в департаментах, министерствах ведомствах которые пишут нормативные базы. Вы знаете законы и то, для чего, что, куда предоставляется, если вы сталкиваетесь с тем, что эта база и эта система неработоспособна, вы будьте добры, не просто в формате много отчетности, а в формате другого, -  более конструктивной обратной связи работайте. Мы считаем, что вот это избыточно, мы предлагаем это так оптимизировать, и мы готовы вас убедить, аргументировать, что при этом основные функции, которые вы выполняете на федеральном уровне, они будут исполнены.  Я и с Львом Владимировичем говорил о том, что давайте непосредственно предложения - это плохо, а это хорошо. Мы все-таки в профессиональном сообществе вместе с вами работаем. Мы профессионалы государственного управления, считаем, что вот это плохо, и мы предлагаем... Для того чтобы так технологизировать эту обратную связь и подготовить свои предложения, которые мы бы потом выполнили на федеральном уровне - резюме давайте. В программе работы этого Съезда определим некоторую, скажем так, дорожную карту, набор действий, по которому, не все сразу, а поэлементно, по видам какой-то надзорной отчетности, регуляторной, подготовим предложения для федерального правительства по оптимизации.

Второе, что касается надзорных функций, которые не всегда помогают руководителям муниципалитетов местного самоуправления в их повседневных обязанностях, а наоборот, формируют дополнительную нагрузку проверками отчетностью и т.д. Вы знаете, Лев Владимирович умеет на федеральном уровне ставить вопросы и решать задачи, которые стоят перед регионом в той части, в которой необходимо федеральное участие. Возьмем конкретный вопрос, это может быть связано с вопросами прокурорских проверок, проверок со стороны территориальных органов федеральной исполнительной власти, это может быть со стороны антимонопольной службы, которая иногда на самом деле слишком усердно выполняет свои функции. Давайте возьмем конкретно эти примеры. На основании конкретного периода отчетности 6-9 месяцев, которая на уровне регионов и муниципалитетов есть - в Красноярском крае проблема есть. Непосредственно в Москве, на уровне Правительства, конкретно с руководителями служб федерального Правительства, на уровне первых руководителей, разберем вместе с прокуратурой, с МВД и с другими, и скажем: - вот у нас в Красноярске проблема. И, на основании этого разбора конкретных ситуаций, конкретной статистической отчетности, обременений, которые из этого вытекают, мы поэлементно выработаем, в том числе, совместные решения, направленные на оптимизацию ситуации. Федералы, которые работают в регионе, будут знать, что на федеральном уровне мы можем вместе собраться и эту практику обобщить и посмотреть все элементы совместно. Есть прокуратура, МВД, ФАС, санэпидемнадзор, посмотреть по статистике, где у нас больше проверок и статистической отчетности, и на примере региона, города, нашего края просто взять и посмотреть круговорот отчетности и проверок и всего за 9 месяцев и на основании этого, здесь же найти, - кто прав или виноватых. Если вы спросите у прокуратуры, у ФАС, у любой службы, почему они это делают, они вам покажут огромную кипу инструкций, предписаний, приказов и норм, по которым они обязаны это делать. Они не виноваты в этом, они тоже являются исполнителями соответствующих нормативных правил, документов и законов. Вот тогда мы можем вместе с ними, и сказать: - давайте на основании этого анализа это оптимизировать. Вот это и есть работа в формате открытого правительства, про которое мы говорим в части взаимодействия федерации и регионов, и тогда из этого, плохо или хорошо, мы перейдем к программе действий. И я прошу, Лев Владимирович, соответствующие предложения подготовить и соответствующую программу составить. С моим участием, если необходимо с участием руководителя федерального Правительства, провести работу. У нас завтра будет первое заседание комиссии Правительства, которая создана указом президента Путина В.В. по организации работы открытого правительства, ее возглавляет Д.А. Медведев, я ответственный за ее работу. Мы завтра будем рассматривать, в том числе, вопросы регионального характера, мы можем до конца года вынести вопрос в формате строгой отчетности, это то, о чем сейчас мы говорили, по открытому региону. Пригласить туда руководителей федерального уровня соответствующих структур и это открыто обсудить.  Лев Владимирович сделает там заявление, вот у нас проверки такие-то, у нас отчетность такая то, это наши предложения и мы их предварительно проработали. В результате появится программа действия предметного характера и в этом будет ваш вклад, по результатам которого, возможно, через год, изменится и характер нашего обсуждения.

Еще, о чем  было сказано. Например, по строительству за счет средств граждан, сетей водопровода и канализаций по районам Красноярского края. В других регионах это реализуется через возможность самоналогообложения гражданами, которую на практике реализовали с губернатором Тульской области, когда граждане сами принимают решения - взыскать с себя налог в размере 100 рублей.  Губернатор с регионального бюджета доплачивает им до 300 рублей, в зависимости от расходов 1к3. Вы, коллеги, сказали как облегчить, в том числе задавали вопрос как по стоимости воды, я не готов уходить в детали, хотя коммунальное хозяйство понимаю достаточно хорошо. Давайте для начала решим вопрос, какие проекты должны проходить через самофинансирование со стороны государства. В том числе регионального уровня, где-то это вопрос водопровода и канализации, где-то это вопрос школы, где-то это вопрос какой-либо более актуальный для жителей конкретного поселения. Поэтому и делать это предварительным порядком. Решение гражданами о самоналогообложении, ставится  вопрос о лимитах финансировании с регионального бюджета, и нагрузка будет меньше по тарифам по теплу, например. Мы с Львом Владимировичем на самом деле этим вопросом занимаемся уже давно, мы занимаемся по Красноярскому краю два с половиной года. И мы договорились, что все-таки в ближайшие 3-6 месяцев мы этот вопрос доведем. Есть особенности Красноярского края, связанного с отдаленными населенными пунктами и изолированными населенными пунктами, стоимости ресурсообеспечения, очень высокая стоимость г/кал, кв/ч - одни из самых высоких в России. Связано это с логистикой, старой базой и т.д. Какой выход из этой ситуации? Их на самом деле два. Первый: привлечь инвестиции потому, что они будут окупаемы, в том числе, регионального, софинансирования. За счет чего? За счет того, что издержки, (из-за которых стоимость кВ/ч 50 рублей) таковы, что это просто «золотой» бизнес. Дайте гарантию, которая на долгосрочном тарифе основана и соответствующий регуляторный контракт. Можно будет перевооружение провести и текущие расходы населения в результате начать сокращать, но, это не сделано. Задача поставлена, мы занимаемся этим вопросом серьезно.

Я хочу сказать, что здесь красноярцы очень активную позицию на федеральном уровне занимают, но пока это не реализовано. Есть федеральная норма, при которой затраты на ЖКХ у семьи выше 20% совокупного дохода и это подлежит субсидированию из соответствующих уровней регионального и федерального бюджета. Я могу сказать вам, что в России статистика следующая: - в прошлом году, что программа государственного субсидирования из тех, кто реально такие затраты понес - воспользовались, вы не можете представить себе сколько - только 55% из тех, кто имел на самом деле право воспользоваться. Почему, потому, что на самом деле, (а на фоне того, что тарифами ЖКХ никто не доволен), а вот те, на которых нагрузка вот такая высокая, этим не пользуются. Почему? Первое, система отчетности вообще громоздка. Ты сначала должен платить, потом ты должен собрать справку, потом ты должен и т.д… Т.е. это не происходит автоматически. Это справедливый упрек к соответствующим министерствам федерального уровня. С министерством регионального развития мы сейчас по этому вопросу работаем. С другой стороны, система есть и она работает. Иногда не хватает, в том числе, разъяснения гражданам о том, что у них есть такие возможности и что они должны ими пользоваться, и, пожалуйста, в соответствии с регламентами и правилами выполнять. 20% это все-таки приемлемый порог, не оптимальный, его надо, наверное, снижать. Но это приемлемый порог, который даже такие высокие нагрузки демпирует для населения, это все-таки инструменты.

Еще хотел бы обратить внимание, на следующее: на местном уровне самоуправления руководителям  муниципалитетов и поселений  надо больше обращать внимание на формирование собственной налоговой базы. Это звучит иногда как лозунг, ну какая налоговая база в поселении, где? В каком? В поселении, где исторически сложилась занятость людей и какие там новые производства появятся? Что надо сделать? Надо создать для вас стимулы, и мы на сегодняшний день готовы рассматривать этот вопрос, при котором новая налоговая база создавалась. Она по иным правилам должна распространяться, с точки зрения доходов, между уровнем, где эта налоговая база создана муниципалитетами и иными уровнями власти. Это не простой вопрос, который связан с бюджетным планированием, но мы готовы в этом направлении двигаться, в том числе, должны понимать, какие предложения поступают от вас по построению системы, потому, что она действительно имеет свои особенности и она сложная. Вот что я хотел ответить на те вопросы и предложения, которые прозвучали.  Мне очень понравился формат выступлений, отчета, который показывал основные особенности, основные результаты работы, останавливался на острых моментах, и я бы хотел, чтобы в таком же формате продолжали работу и в том же направлении. Я ожидаю, Лев Владимирович, что по результатам мы будем иметь предложения и резолютивную часть, которую мы могли бы использовать в нашей с вами дальнейшей работе по тем направлениям, которые мы считаем приоритетными. Хочу сказать вам спасибо, мне было очень приятно принять участие в работе вашего съезда.

 
Назад